Воскресенье, 2024-05-12, 5:35 AM
 
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Наш опрос
Какое собственное жилье вы мечтаете иметь?
Всего ответов: 389
 
Главная » 2007 » Март » 25 » Современные технологии строительства и производства домов заводским способом (ОМЗ)
Современные технологии строительства и производства домов заводским способом (ОМЗ)
4:46 PM
Технология производства (строительства) дома заводским способом изготовления (factory — built, off — site) составляет весомый сегмент рынка жилищного и коммерческого строительства и создает возможности приобретения собственного жилого дома, всем тем, для которых дома, возведенные традиционным способом (on — site, site — built, stick — built) недоступны по финансовым или другим причинам. Под коммерческим (commercial) домостроением понимают технологию производства (строительства) зданий, предназначенных для ведения всех видов коммерческой деятельности, как, например, офисные и торговые здания, помещения сервиса и т.д. В России эта группа технологии строительства домов почти неизвестна. Встречающиеся так называемые «бытовки» только смутно напоминают то, что в других странах (США, Канада, Швеция, Норвегия) называют домами заводского изготовления.

Основное различие между возведением домов заводского изготовления и традиционными способами заключается в ответе на вопрос, где и в какой пропорции происходят основные этапы монтажа дома (кроме возведения фундамента, хотя и здесь происходят определенные изменения). Условно за точку отсчета можно принять момент завершения нулевого цикла. Применяемые сегодня наиболее часто технологии строительства (производства) домов можно условно классифицировать следующим образом:

Технологии строительства (производства) дома заводским способом:
— технологии строительства мобильных домов (mobile homes)
— технологии строительства мануфактурных домов (manufactured homes)
— технологии строительства модульных домов (modular homes)
— панельная технология строительства (panelized homes)
— технология производства поэлементных заготовок (pre — cut homes)

Технологии строительства (производства) дома полевым способом:
— технологии, использующие изготовленные заводским способом, готовые конструкционные элементы
— технологии кладки (кирпичной, блочной или каменной) (masonry)
— технология несъемной опалубки (insulating concrete forms)
— технология монолитного домостроения (monolithic concreting)
— технология крупнопанельного домостроения (pre — cast concreting)
— технология бревенчатых домов (log homes)
— технология каркасных и щитовых домов (wood frame stick — built homes)
— технология стальной рамы (steel frame)
— технология «tilt — up»

Приведенная классификация, с небольшими отличиями в отдельных странах, применяется повсеместно в англоязычной литературе. Она, однако, страдает некоторыми недостатками и не соответствует общепринятому определению исчерпывающей и раздельной классификации. Причиной этого является объединение двух основных критериев классифицирования. С одной стороны — это технологии строительства (производства) в «чистом» виде. С другой стороны — это преобладающий строительный материал. Кроме того, следует подчеркнуть, что прогресс в области домостроения в последних двух декадах, привел к стиранию четкой границы между этими группами строительных технологий. Особую роль в этом процессе принадлежит панелизации, а также стандартизации в изготовлении ферм и других конструктивных элементов зданий и сооружений.

В материалах «Бизнес Новации», из — за отсутствия устоявшейся терминологии, употребляется уже несколько лет термин «объемно — модульные здания» (ОМЗ). Этот термин ссужает категорию рассматриваемых зданий к собственно модульным зданиям согласно выше приведенной классификации. С другой стороны, развитие мануфактурного домостроения и появление в последствии так называемых многосекционных мануфактурных домов стерло четкую границу, существующую ранее между модульными и мануфактурными домами.

Отличительной чертой между этими двумя типами технологии производства (строительства) применительно к жилищному строительству, что можно только встретить в США и Канаде, является способ законодательного регулирования их производства и процесса монтажа. В США не существует, кроме рамочных, обязательных, общенациональных строительных норм и правил. Эти вопросы, исходя из рамочных предписаний, конкретизируются в виде обязательных строительных норм и правил на уровне штатов, а затем на уровне административных единиц, входящих в состав штатов. Это территориально обусловленное разнообразие, применяемых строительных норм и правил, является весьма существенным фактором, ограничивающим развитие заводских технологий домостроения, в особенности мануфактурной.

Изготовленные заводским способом «мануфактурные» дома — это полностью смонтированные, и, в принципе, готовые к заселению (укомплектованные) дома, доставляемые на строительную площадку на специальных автодорожных платформах, с последующей установкой на подготовленный фундамент.

В отличие от других технологий производства, строительные стандарты, нормы и правила в США и Канаде требуют монтажа мануфактурных домов на несъемной, стальной раме, которая затем соединяется на строительной площадке с фундаментом. В ситуации, когда место установки дома неизвестно, производитель лишен возможности приведения конструкции дома в соответствие с территориальными строительными стандартами, нормами и правилами. В 1974 году был принят первый общенациональный свод строительных стандартов Federal Manufactured Home Construction and Safety Standards. Все вопросы, связанные с исполнением этого закона, а также процедурой внесения предложений об его изменении, были поручены министерству жилищной политики США (Housing and Urban Development, сокращенно — HUD). Поэтому дома, возводимые по технологиям соответствующим требованиям этого документа, часто называют «HUD — code homes». С того времени начали термином «мобильный» (mobile) определять дома, интегрально связанные с автомашиной или постоянно остающееся на колесной платформе, а термином «мануфактурные» (manufactured) — дома, перемещаемые на специальных платформах на место их установки на постоянном фундаменте. Отличительной же чертой мануфактурных домов ото всех остальных, является возможность его снятия с фундамента и перемещения на новое место, что обеспечивается его конструкцией и способом соединения с фундаментом.

В США развитие этого типа жилищного строительства сдерживалось многие годы несовершенством существующего законодательства, во многом его дискриминирующего. Не менее существенное влияние на развитие этой технологии строительства имело отсутствие соответствующих финансовых условий, дискриминационная политика в области зонирования, предоставления коммунальных услуг. Нельзя, также, забывать об исключительно сильном консерватизме в некоторых регионах США, как строителей, так и потребителей. Государственная поддержка этой технологии производства и широкая информационная политика играла не последнюю роль в ускорении его развития. Некоторые ограничения, характерные для США, являются несущественными в России и могут быть легко преодолены, кроме разве консерватизма в мышлении.

Подготовил к.э.н., Збигнев Межва

Строительство модульных, мануфактурных домов. История создания.СОДЕРЖАНИЕ

Между традицией и современностью
История строительства мануфактурных домов уходит глубоко в историю человеческой цивилизации. Знание истории позволяет лучше понять некоторые современные проблемы, связанные с развитием или внедрением этой технологии домостроения.

Испокон веков люди мигрировали с места на место, что было обусловлено видом хозяйственной деятельности. На первых порах ее основным видом было скотоводство и в большинстве случаев отдельные этнические или национальные группы вели кочевой образ жизни. Местом для ночлега служили шатры — легкие, сворачиваемые на время очередного прохода на новое место.

Начало и развитие земледелия являлось переломным фактором в сложившемся образе жизни. Люди начали строить постоянное жилище, а его вид зависел в основном от трех факторов:

— имеющихся материалов
— климата
— наличия внешней угрозы

Кочевой образ жизни превратился в оседлый. В меру совершенствования знаний о свойствах материалов и инструментов их обработки, возводимые строения в растущей степени наделяли функцией действенной защиты от внешних врагов. Наиболее рельефно это видно в планах городов, окруженных городской защитной стеной. Факт строительства постоянного жилища имел революционное влияние на экономическую жизнь. Появилось, а затем было законодательно закреплено, понятие недвижимого имущества, недвижимости.

Развитие цивилизации — это развитие социальной и имущественной дифференциации этнических групп, локальной общественности и народов. Социальный и имущественный статус человека в значительной степени определял вид возводимого им жилища. Наряду с могучими каменными замками и дворцами строились хижины, напоминающие по технологии возведения и используемым материалам жилища первобытных людей.

Развитие торговых связей и средств транспорта способствовало применению не только локальных материалов. Вид возводимого жилища во все большей степени начал зависеть от социального положения и имущественного статуса его владельца. Прочность возводимого жилища или строения определялась двумя основными факторами. С одной стороны, соображениями престижа, состязательности, защитной функцией строения. С другой стороны — бедностью. Во втором случае, в пределах известных технологий строительства жилых домов и доступных материалов, люди стремились к домам о максимальной прочности, которую следует понимать как долговечность. Не меньшее значение имело обеспечение возможности проведения ремонта с минимальными затратами средств. Составляя большинство населения, их подходы перенимались очередными поколениями и приобретали вид народной традиции. Объективная необходимость, реальная возможность и передаваемые из поколения в поколение традиции, составили основу сложившегося национального или локального менталитета, но также и предрассудков.

От образа жизни, характерного для отдельных социальных групп и целых народов и во многом обусловленного объективными факторами, следует отличать стиль жизни, который в большей степени является результатом выбора, чем объективной необходимостью. На формирование определенного стиля жизни влияет не только экономическая свобода, но также имущественный статус человека. При этом то, что для одного является объективной необходимостью, для другого является предметом сознательного выбора.

Территориальная мобильность населения определяется сложившимся образом жизни, стилями жизни (индивидуальным или групповым), традициями и привычками, степенью и характером экономического развития. Это означает, что подвижность — черта человеческого характера, обусловлена не только его индивидуальностью, но и социально. В ее основе лежит стремление к поиску оптимального варианта стиля жизни в пределах имеющихся возможностей. С другой стороны, нередкие бывают случаи так называемых вынужденных переселенцев. Но и первая, и вторая группа, кроме крайних случаев, нуждается в жилище после прибытия на очередное место (временного) пребывания. На практике существует альтернатива — или они находят его на новом месте, или же тащат с собой. Третью, довольно обширную группу, мобильность которой обусловлена характером выполняемой работы, являются люди, вынужденные постоянно перемещаться с места на место. Примером являются торговые агенты (коммивояжеры), строители, геологи, военные. Их перемещение связано не со сменой места работы — сама работа требует смены места. Возможность обеспечения жильем содействовала объединению семьи, а перемещение с места на место — их неотъемлемым образом жизни.

История строительства мануфактурных домов

Если объективные условия повседневной жизни определяют в доминирующей степени образ жизни отдельного человека и социальных групп, то способ использования свободного времени в решающей степени определяет и является отражением стиля жизни. Это именно то, что называют «рекреация» (от recreatio — восстановление).

Перемены в образе и стиле жизни не исчерпывают перечня факторов, влияющих на основные тенденции в жилищном домостроении. Весьма существенную роль играет также технический и технологический прогресс в строительной индустрии. Появление новых потребностей и развитие (качественные и количественные изменения) уже существующих потребностей не только стимулируют технический и технологический прогресс, но и испытывают обратное влияние прогресса на темп и направления их развития.

Исторические параллели не всегда означают наличие причинно — следственных связей. Например, нельзя сказать, что самолет является современным продолжением развития птиц. С другой стороны, нет сомнений, что люди, наблюдая птиц, всегда стремились найти способы подняться в небо наподобие птиц, что и стимулировало поиски в этом направлении.

Аналогичная ситуация имела место и в отношении мануфактурного строительства домов. Здесь следует поставить факт необходимости или желание людей перемещаться. При этом таким способом, чтобы доступные в данный период времени удобства обычных домов присутствовали также в специально построенных передвижных конструкциях. Классическими историческими примерами таких решений являются таборы цирков или некоторых групп цыган.

Исторические корни и параллели мануфактурного домостроения, в том числе все еще живые ассоциации с цирком или цыганами, являются наиболее серьезным фактором, сдерживающим его развитие. В особенности это касается современных мануфактурных домов, то есть домов, изготавливаемых в 80-х и 90-х годах, которые практически полностью потеряли связь со своими «предками».

История мануфактурного домостроения тесно связанная с американским стилем жизни и способом проведения выходных и праздничных дней. С технологической точки зрения она начинается в период после первой мировой войны. Несомненные выгоды, которые вынесли американцы с участия в первой мировой войне, способствовали быстрому росту жизненного уровня и повышенному спросу на новый вид средства передвижения, коим являлись легковые автомашины. Рост их производства способствовал значительному снижению издержек производства, что, в свою очередь, способствовало росту спроса и числа машин среди населения. Это снижение материального ценза владельцев автомашин (средний класс) являлось основным фактором в развитии мануфактурного домостроения.

Рост благосостояния способствовал также более мобильному стилю организации свободного времени и все более далеким путешествиям. Обширные, почти безлюдные территории, отсутствие или ограничение на развитие сервиса, в том числе гостиничного, вынуждало людей к поиску способов обеспечения привычных для них условий жизни. В основном это было связано с проблемой растущего количества вещей, которые не помещались в багажниках легковых автомашин, а также безопасности и комфорта ночлега. Чем подвижней (мобильней) был стиль времяпрепровождения, тем меньше времени оставалось на установку палаток на земле. В туристической терминологии появилось понятие кемпинга (camping). Немаловажное значение имела также ограниченная емкость существующей сети гостиных домов, мотелей и гостиниц. Кроме того, в периоды сильного наплыва туристов цены на места для ночлега поднимались до запредельной высоты.

Этапы развития строительства модульных домов

Первый этап развития (20-е годы XX века) называют этапом «тентового трейлера» (tent trailers, travel trailers), то есть прицепа с трубчатым каркасом (остов), обтянутым тентовой тканью, который в некоторых случаях мог служить местом для ночлега. На первых порах это напоминало американских колонизаторов или трапперов, при чем механическая лошадь заменила живую лошадь (рис. 3). Такие прицепы изготавливались на первых порах в домашних условиях (home-made). Изобретательность американских умельцев была быстро замечена производителями автомобильного, туристического и спортивного снаряжения. С целью улучшения «аэродинамических» характеристик тентового трейлера в конце 20-х годов, начали применять складывающиеся на время переезда тенты (folding tents), наподобие конных повозок и карет (coach).

Наряду с тентовыми трейлерами, промышленность предложила также потребителям жесткую обшивку, изготавливаемую из тонкослойной фанеры, стального или алюминиевого проката. Соответствующим образом начала меняться форма трейлера. Эти изменения повлияли также на терминологию и вместо «trailer» начали использовать термин «coach». Воспринимая как должное спартанские условия жизни в первых «мобильных домах», потребители отдавали предпочтение их приспособлению к длительным переездам, в том числе «аэродинамическим» характеристикам.

В конце 20-х годов два фактора повлияли серьезным образом на темпы и направления развития новой отрасли индустрии. Первым — было отсутствие законодательных ограничений на размеры изготавливаемых трейлеров. Вторым — экономический кризис 1929–1933 годов. Тысячи людей потеряли работу и в месте с потерей работы возможности дальнейшего проживания в своих домах. Финансовый кризис таких масштабов означал, что единственным средством обеспечения требований банков и финансовых компаний являлась недвижимость. Тот, кто не был в состоянии удовлетворить финансовым требованиям банков, должен был покинуть занимаемый дом. Поэтому, несмотря на рекреационный характер производимых трейлеров, они начали массово использоваться в характере жилья. Это побудило промышленность обратить внимание на необходимость учета в конструкции и дизайне трейлеров, возможности их использования в качестве жилища. Появление вариантов для круглогодичного проживания (year-round housing) означало новый этап в развитии мануфактурного домостроения — этап «домов-трейлеров» (house trailers).

Новый, второй этап развития (30-е и 40-е годы), означал, прежде всего, изменение размеров и дизайна (формы) производимых трейлеров. При этом можно было уже заметить явную специализацию — производство рекреационных трейлеров (рис. 6а, 6б), где основное внимание было обращено на их мобильные качества и производство трейлеров, где упор был сделан на их «жилищные» качества. В погоне за потенциальными клиентами фирмы начали предлагать настоящие трейлеры — «монстры».

«Жилищная» революция в производстве трейлеров с точки зрения темпа и направлений развития, а также общественного восприятия этих изменений, имела положительные и отрицательные последствия. На формирование общественного мнения повлияли также масштабы перемен. В 1938 году миллион людей использовало более 300 тысяч трейлеров. Из них около десять процентов (10%) использовалось в качестве постоянного места жительства. Оптимизм в оценке перспектив дальнейшего развития был настолько большой, что, например, в 1938 году экономист Роджер Бабсон (Roger Babson) в журнале «Trailer Travel Magazine» прогнозировал, что в течение 30-ти лет половина населения США будет проживать круглогодично в трейлерах. Пользователи трейлеров (trailerites) и производители образовали в некоторых штатах весьма влиятельные группы. Эффектом этого стало, например, учреждение в 1936 году первой общественной организации — Trailer Coach Manufacturing Association of California, призванной представлять интересы пользователей и производителей, в том числе организовывать ежегодные выставки.

Оптимизм в оценке перспектив дальнейшего развития был настолько большой, что, например, в 1938 году экономист Роджер Бабсон (Roger Babson) в журнале «Trailer Travel Magazine» прогнозировал, что в течение 30 лет половина населения США будет проживать круглогодично в трейлерах. Пользователи трейлеров (trailerites) и производители образовали в некоторых штатах весьма влиятельные группы. Эффектом этого стало, например, учреждение в 1936 первой общественной организации — Trailer Coach Manufacturing Association of California, призванной представлять интересы пользователей и производителей, в том числе организовать ежегодные выставки.

Бурное развитие индустрии трейлеров сопровождалось попытками ограничения его стихийного характера. Проявилось это, прежде всего, в двух сферах — законодательной и организационной. В 30-х годах в штатах, где использование трейлеров развивалось наиболее интенсивно, были введены некоторые ограничения. Итак, ограничивалось время пребывания трейлеров в черте города. Для стоянок трейлеров выделялись отдельные места (tourist courts, camp-grounds). В дальнейшем эти стоянки превратились в так называемые парки (park), которые в отличие от первых стоянок были оборудованы всеми необходимыми для нормального проживания устройствами. Тем не менее, картина скопления трейлеров всех видов, цветов и дизайнов на небольшой территории, напоминающая зачастую смесь цирка с цыганским табором, на десятилетия определила сознание значительной части американского общества. Были также введены ограничения на размеры трейлеров: ширина (в среднем) 220 см, высота 350 см, длина 10,7 м.

Быстрый темп развития и постоянное обновление продуктовых линеек повлияло также на растущее количество бывших в употреблении трейлеров, которые стали привлекательной альтернативой для малоимущих семей, бездомных и бомжей. При отсутствии развитого законодательства «таборы» мобильных домов образовали вокруг больших городов что-то наподобие трущоб (slums). Эта ненамеренная черта первых мобильных домов на десятилетия положила отпечаток на общественном восприятии мануфактурных, в широком смысле, технологий домостроения. В 60-х и 70-х годах к традиционным «жильцам» дешевых мобильных домов присоединились некоторые группы молодежи, что способствовало укреплению мнения о подозрительном характере всего, что связано с проживанием в мобильных домах.

Законодательные формы регулирования имели не только частичный характер, но также во многих случаях вступали в силу на основе решений судов. Производители и их ассоциации отреагировали на вводимые ограничения ярко подчеркнутым дизайном тогдашних мобильных домов, дабы подчеркнуть их рекреационный и мобильный характеры (vacation homes. На ограничения размеров и из-за необходимости более рационального использования пространства мобильные дома снабжались мебелью и оборудованием, конструкция которых была аналогична как в железнодорожных вагонах. Складные кресла, диваны и столы введены в железнодорожных вагонах дальнего следования по проектам Пюльмана (Pullman) нашли широкое применение в довоенных мобильных домах.

В 30-х годах и вначале 40-х годов, продолжалась борьба между признанием мобильных домов в качестве (буквально) «рекреационного средства передвижения» (recreation vehicle — RV) или в качестве строения, дома, здания (building). Признание в качестве строительной конструкции из-за способа использования влекло за собой необходимость соблюдения существующих строительных норм и правил. В рыночной экономике существуют рыночные законы и согласно одному из них, в конечном счете, последнее слово остается за потребителем, которому решать что такое «хорошо», а что такое «плохо». Значительная часть потребителей отдавала предпочтение мобильным домам из-за их способности удовлетворить их жилищные нужды.

Заинтересованность населения в условиях проживания сказалась не только на дизайне очередных поколений мобильных домов-трейлеров, но и на организации парков. С учетом требований, предъявляемых трейлерам как круглогодичному жилью, были разработаны проекты новых моделей. Корвин Виллисон (Corwin Willison) предложил двухэтажный трейлер (duplex), в котором спальные места находились в выдвинутой над кабиной водителя надстройке. Это решение применяется в RV-трейлерах по сей день. Вильям Стоут (William Stout), известный конструктор и дизайнер, усовершенствовал складной трейлер (folding house). На дальнейшую судьбу мобильных домов наибольшее влияние оказали разработки фирмы «Durham Car Company». Фирма впервые предложила односекционные и многосекционные «коттеджи», которые транспортировались на колесах к месту их установки на постоянный фундамент.

На начало 40-х годов датируются первые активные действия федеральных властей в области индустрии мобильных домов. Участие США во второй мировой войне благоприятно повлияло на темпы ее развития. Прежде всему потому, что в силу значительных ограничений на использование в гражданском секторе стратегических материалов (сталь, алюминий, топливо, шины), производители рекреационных трейлеров были последними, кто мог рассчитывать на выделение ограниченных ресурсов. Решающее влияние на признание индустрии трейлеров в качестве участника продукции военного назначения имела ситуация, которая складывалась в промышленных центрах, производящих вооружение (сталелитейная промышленность и портовые города). Из-за большого притока необходимой рабочей силы, свободного для заселения жилья оказалось недостаточно. Единственным решением жилищных нужд рабочих было использование мобильных домов. Правительство США приняло решение о размещении заказа на изготовление 35 000 складных трейлеров Стоута и строительстве 8 550 парков.

В производстве (строительстве) двух моделей мобильных домов, изготавливаемых по заказу федерального правительства США, использовались ограниченные количества стратегических материалов. Первая односекционная модель имела размеры 2,5х6,77 м (цена $750). Вторая модель была разработана на основе проектов Вильяма Стоута (цена $1 100). К сожалению, после успешного завершения реализации первого заказа, правительство приняло решение о прекращении производства. Размеры производства мобильных домов сократились. Правительство планировало также уничтожение произведенных трейлеров с момента свертывания производств военного назначения, чтобы избежать известной уже ситуации образования трущоб. Эту идею поддержали представители промышленности, рассчитывая, что после войны значительное число относительно новых трейлеров будет сдерживать производство новых. В результате, большинство произведенных по заказу федерального правительства трейлеров, было передано студенческим городкам для проживания, проходящих обучение военнослужащих (ветеранов), уволенных из армии по сокращению.

Конец второй мировой войны означал завершение второго этапа развития индустрии мобильных домов. Несмотря на подчеркиваемый представителями промышленности рекреационный (vacationing) характер трейлеров, во второй половине 40-х годов более 90% трейлеров использовались в качестве круглогодичного жилья (housing). Следовательно, на дальнейшее развитие индустрии мобильных домов основное влияние оказали предпочтения потребителей. Если прежде они, как правило, строились как «зависимые» (dependent), то есть были лишены многих удобств, присущих обычным домам (туалет, водопровод, канализация), то послевоенные модели стали по оборудованию и планировке в большей степени похожи на обычные дома. Поскольку ширина их было ограничена шириной автодорожной полосы, развернулась борьба за максимальную длину. Но об этом и других тенденциях во второй части.

Источник

Просмотров: 1624 | Добавил: domnam | Рейтинг: 3.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Календарь новостей
«  Март 2007  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика